Село Ижевское
Выступление главного библиотекаря Ижевской сельской библиотеки Давыдовой Н.М. на круглом столе «Историко-культурное наследие древних сел Спасского района», прошедшего в МБУК «Центральная библиотека Спасского района»31 июля 2020 года
«Село Ижевское в ожерелье древних поселений»
Среди объектов, представляющих культурное и историческое наследие России сложно выделить более или менее значимые, потому что русская культура древняя и весьма разнообразная. Есть такие исторические поселения, в которых сконцентрировано огромное количество культурного наследия. К ним относится село Ижевское, которому в ближайшее время будет присвоен статус «Историческое поселение».
Ижевское – старинное село. Первое упоминание о нём имеется в грамоте рязанского князя Олега и датировано 1387 годом. В разное время Ижевским владели Годуновы, князья Одоевские, князья Трубецкие, царица Екатерина ІІ, промышленники Демидовы. Село было волостным центром в Спасском уезде Рязанской губернии, а в 1929-63 годах являлось центром Ижевского района. В Ижевском сохранилось большое количество кирпичных старинных, ещё дореволюционного периода построек, которые являются главной достопримечательностью села.
В 18 веке Ижевское стало принадлежать Ивану Никитовичу Демидову. Новый владелец полюбил это село, часто наведывался сюда. Он занялся его перестройкой. Строительство продвигалось точно по плану. В его основе лежали три прямые улицы: Полевая (7км), Средняя (5 км), Озерная (5 км). Посредине села шла улица Красная с базарной площадью и великолепным храмом во имя Казанской иконы Божьей Матери. К северу, на расстоянии 1 км от Красной улицы, находился храм Покрова Пресвятой Богородицы и шла улица, параллельно Красной,- Покровская. К югу от Красной улицы, тоже на расстоянии 1км, стоял храм Николая Чудотворца.
К сожалению, не сохранились все православные храмы села: Никольский, Покровский, Воскресенский, Тимофеевский, а также часовни. В советский период они были варварски взорваны, разобраны на кирпич, разграблены. Сейчас в селе действует Церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери, которая является объектом культурного наследия. Она была построена в 1789 году на средства помещика Ивана Никитича Демидова. В ней было два придела: во имя Рождества святого Иоанна Предтечи и святых апостолов Петра и Павла, а в 1792 году были построены еще два теплых придела во имя святителя Николая Чудотворца и великомученика Иоанна Воина.
Церковь была освящена 7 июля 1792 года преосвященным Симоном (Лаговым). Одновременно была построена и колокольня, непосредственно соединенная с церковью и состоящая из четырех ярусов. Иконы, как в церкви, так и в приделах, были написаны художниками А.В. Римским-Корсаковым и А.Г.Ходыревым, ими же была выполнена и настенная живопись. При храме работали приходская школа и богадельня. В 1934 году храм был закрыт для богослужений. В советский период в церкви располагался склад.
В 90-х годах прошлого века храм передали верующим, в тоже время ему придали статус объекта культурного наследия.
Одним из самых интересных зданий нашего села можно считать здание волостного правления. Двухэтажное здание на пересечении улицы Красной и Циолковского. За последние 200-ти лет история этого дома неразрывно связана с важнейшими событиями, происходившими в Ижевском. За свою историю здание неоднократно меняло владельцев, управляющих и общественную функцию. Примерная дата постройки начало 19 века. В здании располагались органы волостного правления. Кабинет приказчика, совет бурмистров, распорядитель общественных сумм, писарский отдел, судьи, архив и прочие должностные лица. Затем в середине 19-го века, здание было передано под два класса церковно-приходской школы. Именно с этой передачей и связано первое упоминание о доме. В конце 19 века здание было реконструировано и передано под сельский общественный банк. После революции тут размещалось общежитие молодых специалистов. После Великой Отечественной войны детский дом сирот войны, затем здание опять отдали под школу. В начале 90-х здание было заброшено. От полного разрушения его спасла передача под опорный пункт милиции, за счет МВД был проведен ремонт, и здание существует по сей день.
Одним из самых приметных зданий в селе Ижевское является дом с округлыми окнами. Сегодня в этом доме размещается Ижевская школа искусств. А вот до революции 1917 года в этом доме располагался завод, принадлежащий молочному магнату Александру Васильевичу Чичкину. Есть в нашем селе дом, который можно смело назвать усадьбой. Построил этот дом не дворянин и даже не мещанин, а уроженец села Ижевское крестьянин Ляликов Николай Сергеевич. Усадьба Ляликова имела основное здание и два флигеля по сторонам, так же на хозяйственной территории располагались кирпичные и деревянные постройки различного назначения. На сегодняшний день левого флигеля не существует, правый находится в аварийном состоянии. Построена усадьба в 1900 году.
Еще два здания, которые представляют интерес в качестве объектов культурного наследия. Это музей и дом К.Э.Циолковского, имя которого связано с исследованием космоса и созданием теории космических ракет. В 1967 году в селе был открыт музей основоположника космонавтики К.Э.Циолковского. За годы его работы музей посетило более 350000 человек. В настоящее время музей является многопрофильным культурным центром, который не только сохраняет научное наследие ученого, но и раскрывает тему космонавтики в России, создает благоприятную среду для развития интереса к космонавтике. За долгие годы работы музей посещали многочисленные почетные гости: космонавты, инженеры-конструкторы, ближайшие родственники Циолковского. В музее побывали делегации из разных уголков России, стран ближнего зарубежья, США, Японии, Китая, Германии, Англии, Польши, Болгарии, Испании, Кубы, Эфиопии, Уганды и других стран.
Ижевское — родина многих достойных людей. Здесь родились Герои Советского Союза Вячеслав Балашов и Иосиф Лапушкин, полный кавалер ордена Славы Алексей Петров. Ижевцы чтят память о своих земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны. В центре села стоит памятник-обелиск, который был открыт в 1971 году. При открытии в нишу обелиска была заложена капсула со списком погибших на полях сражений уроженцев с. Ижевское. Бюст Героя Советского Союза И.А.Лапушкина установлен в парке на улице И.Лапушкина в 1967 году. Мемориальная доска установлена на доме по улице Красной, в котором родился и жил Герой Советского Союза В.П.Балашов. В центре села можно увидеть бронзовый бюст дважды Героя Социалистического Труда К.К. Петуховой.
Говоря о культурном и историческом наследии, нельзя не сказать о людях, которые создали своеобразную летопись села Ижевское. Это Бакулин Василий Дмитриевич, который в 1928 году написал и издал книгу «Ижевская волость», а также статьи «Как работали в старину», «Воронков Антон Степанович», который принадлежал к числу зажиточных крестьян в селе Ижевское и в доме которого останавливалась проездом в г.Касимов Екатерина II. Им была также написана пьеса «Свадьба» в 1870 г. и была поставлена на сцене Ижевского народного дома.
Из учреждений культуры в Ижевском работают музей К.Э.Циолковского, Дом культуры и библиотекам с детским отделением. Ижевская сельская библиотека — одна из крупнейших и старейших сельских библиотек не только района, но и Рязанской области; ее история насчитывает 116 лет. Она была открыта обществом попечительства о народной трезвости. На протяжении многих лет библиотека была одной из лучших в Рязанской области. С опытом работы библиотеки приезжали знакомиться не только библиотекари Рязанской области, но и польские коллеги из городов Варшавы и Шубина. Неслучайно в 2002 году библиотека вошла в пилотный проект Министерства культуры РФ и стала модельной — одной из первых пяти в Рязанской области, что коренным образом изменило всю работу. Совсем скоро Ижевская сельская библиотека будет Библиотекой Нового Типа. Одной из главных задач в условиях модернизированной библиотеки мы считаем участие в сохранении исторического своеобразия нашего села.
Выступление хранителя фондов МБУК «Спасский историко-археологический музей им. Г. К. Вагнера» Захаркиной С. В. на круглом столе «Историко-культурное наследие древних сел Спасского района», прошедшего в МБУК «Центральная библиотека Спасского района»31 июля 2020 года
«Древнее село на Оке. Исады»
На высоком и крутом берегу Оки, когда- то утопая в яблоневых садах, раскинулось село Исады. Это одно из самых старейших сел земли Рязанской, ее жемчужина.
О том, что Исады были наиболее ранним славянским поселением, пригородом столицы древнего рязанского княжества города Рязани и тесно связанным с этим городом, свидетельствуют археологи. По некоторым версиям Исады были загородной резиденцией рязанских князей. Название села происходит от слова, означавшего место высадки на берег для людей, передвигавшихся на судах по реке. В.И. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» даёт так объяснение этого слова.
«Исад» – (старинное — «исада», в архангельском говоре – «исадь», в пермском – «исады», в астраханском – «изсад») место высадки на берегу, пристань; торговая пристань, базар, где привоз разных припасов, рыбачья слобода, посёлок у берега. «Изсад», «изсада», «изсадка» — место высадки, пристань.
И эта самая первая страница истории, которая нам открывается, повествует о том, с чего Исады начинались. Для перевалки товаров и людей на пути к городу Рязань появилась удобная пристань на реке Оке. Прояснить историю сегодня могут только археологи, других свидетельств, кроме тех, что остались для изучения в земле, не сохранилось. Исады и Рязань связаны неразрывно изначально. Исадский торгово – транспортный узел, вероятно, был также военно – сторожевой точкой на ближних подступах к Рязани, где велось наблюдение за водным путём с нижней Оки. Он, безусловно, обустраивался рязанскими князьями и находился под их постоянным вниманием.
Это место выбиралось ими и для деловых встреч, о чём рассказывает первое известие об Исадах. 1217 год. Первым письменным свидетельством об Исадах стал летописный рассказ о том, как Рязанский князь Глеб Владимирович в сговоре с младшим братом Константином пригласил своих братьев, князей рязанских и пронских, для заключения между ними договора, но во время пира с помощью своих дворян и наёмных половцев были убиты шесть претендентов на княжеский престол вместе с их боярами и дворянами. Двое рязанских князей Ингварь Игоревич и его брат Юрий на съезд не приехали, благодаря чему остались живы. Позже именно Ингварь взошел на княжеский престол. Что же было причиной столь жестокого убийства, весть о котором всколыхнула всю Русь? Известие попало во все летописи того времени. Такой кровавой расправы княжеская верхушка общества ещё не знала. Что могло стать причиной расправы над 1-м родным и 5-ю двоюродными братьями? Убийство было подготовлено заранее. Какой закон распространялся в то время на княжеское сословие? И был ли он? Почему убийцы не побоялись преступить его? Все это можно прочитать в книгах местных краеведов. Конечно, стремление к власти не знает ни чести, ни верности, а лишь алчность и богатство.
В 16-17 веках в исторических документах вновь упоминаются Исады, и это упоминание связано с именем Прокопия Ляпунова. 15 ноября 1606 года Прокопий Ляпунов предал Болотникова и перешел на сторону Василия Шуйского. Вслед за ним на сторону Шуйского перешли воеводы Сумбулов и Пашков, рязанцы и многие другие. Отряды Ляпунова приняли активное участие в разгроме армий Болотникова. Царь пожаловал Прокопию звание думного дворянина. В это же время Прокопий вместе с сыном Владимиром получают ввОзную грамоту на село Исады, которое значилось до того в дворцовых (государственных) сёлах.
«1607 г. марта 11. – Ввозная грамота Прокофию Петровичу Ляпунову с сыном Владимиром на с.Исады Список — 3 грамоты слово в слово.
От царя и великого князя Василья Ивановичя в[сея] Русии в Резанской уезд в Старорезанской стан в село Исад[ы] на реке на Оке, что ныне то село в наших во дворцовых с[ёлах], всем крестьяном, которыя в том селе живут.
[По]жаловал есмя тем селом Прокофья Петровичя Л[я]пунова да сына ево Володимера к резанскому их поме[сть]ю, Писана на [Мо]скве, лета 1607-го году, марта в 11 день».
Исходя из данного документа, устанавливающего впервые права владения Прокопия Петровича и Владимира Прокопьевича Ляпуновых на Исады, вроде бы всё ясно. Село было до 1607 года в «государственном фонде» и передавалось Ляпуновым.
Самое замечательное место Исад, центр их притяжения – церковь Воскресения Христова. Историю церкви обычно пишут от даты первой надписи, свидетельствующей о её существовании, 1635 года. Эта надпись — посвящение церкви памяти отца и своей памяти была сделана Владимиром Прокопьевичем Ляпуновым на серебряном престольном алтарном кресте. На основании этой надписи говорят, что маленькая каменная церковь была построена в 1635 г. Владимиром Прокопьевичем. Как на самом деле был устроен первоначальный каменный храм неизвестно. В 1672 году Лука Владимирович Ляпунов коренным образом перестроил и расширил церковь, построив трапезную на первом этаже, надстроив верхний этаж с папертью и соорудив колокольню. Внутри, на южной стороне трапезной, сохранилась надпись на закладном камне: «Лета 1672 декабря в 14 Божия церковь совершися и освятися олтар во имя Воскресения Господа Бога Царя нашаго Иисуса Христа…». Престолов в ней было четыре: в нижнем этаже — два: в честь Воскресения Христова и святителя и чудотворца Николая Мирликийского. В верхнем этаже также два — святых мучеников Флора и Лавра и святого князя Владимира. Церковь неоднократно перестраивалась и возобновлялась разными благодетелями. В храме был некогда золотой крест с мощами, который подарил ему Лука Ляпунов, серебряные позолоченные сосуды, вОздухи, шитые золотом по шелку. Почитаемы были иконы Иоанна Предтечи и Пресвятой Троицы. Первая супруга Пелагея Константиновна подарила «воздухи», богато расшитые шёлком и серебром.
Здесь в церкви Воскресения Христова находится семейный некрополь дворян Ляпуновых и других представителей этого рода.
В 1653 г. В.П. Ляпунов дал за дочерью Анной, вышедшей замуж за князя Федора Федоровича Долгорукова, в приданое деревню Наземово, а в 1655 г. выделил земли и сыновьям: Василию – Исады, Луке – Аргамаково. По смерти Василия через два года село Исады перешло к Луке. В дальнейшем с. Исады, в основном, по женской линии, начиная с дочери Луки Владимировича – Агафьи Ляпуновой, переходило из рук в руки как приданое к новым владельцам: князьям Долгоруким и Мещерским, а затем куплено столичным аристократом, камергером императорского двора Ржевским.
Один из рода Ржевских, Григорий Павлович (действительный камергер, императорского двора и писатель), был большим любителем театра. Он создал в с. Исады балетную труппу из крепостных крестьянок. Для своих крепостных исадских артисток Григорий Павлович Ржевский выстроил двухэтажный каменный театр, так называемый «Красный дом», со всеми сопутствующими службами. Григорий Павлович Ржевский пришел к большому разорению из-за карточных игр и был вынужден продать своих талантливых артисток по тысяче рублей за штуку в Московскую театральную труппу.
А в 1815 году имение Исады приобрел полковник Иван Артамонович Кожин. Помещичья усадьба и само село сильно преобразились на рубеже XIX и XX веков при Владимире Николаевиче Кожине. Владимир Николаевич Кожин был последним помещиком Исад. В своё время он закончил Петровскую сельскохозяйственную академию в Москве. Основными направлениями в хозяйственной деятельности у В.Н. Кожина были «Полеводство, луговодство, плодоводство…». Именно Кожины возродили в селе садоводство, заложили на 10 десятинах сад, состоящий преимущественно из яблоневых деревьев, аллею лиственниц, английский сад на склоне коренного берега Оки. При В.Н. Кожине, в 1895г., появился в имении картофелетёрочный (крахмальный) завод. К 1915г. также существовал кирпичный завод. Семья В.Н. Кожина состояла из его жены – Елизаветы Николаевны, урождённой Головниной, дворянский род которой восходит (по боковой линии) к известному мореплавателю и вице-адмиралу Василию Михайловичу Головнину и пятерых детей: Наталии, Людмилы, Ивана, Киры и Нины.
Но наибольшей известности из рода Кожиных заслужил внук Владимира Николаевича, доктор искусствоведения, исследователь культуры и искусства Древней Руси Георгий Карлович Вагнер (1908 – 1995). Его детство прошло в Исадах, по его же словам, Исады повлияли во многом на становление его взглядов, ощущения жизни. Отец Георгия Карл Августович Вагнер, происходивший из курляндских немцев женился на дочери Владимира Николаевича Кожина Кире. Наталия, Людмила и Иван к тому времени, то есть к 1906-1907 годам, уже обзавелись своими семьями. Таким образом, выбора не было, и Карл посватался за Киру. Свадьба была справлена в Исадах, а венчание происходило в усадебной церкви…
Так случилось, что Георгий Вагнер оставил бесценные для тех, кто знает и любит наш край, проникновенные описания природы родного села, окружавших его людей, пронесённые через всю жизнь свои детские воспоминания. Вот что писал Г.К Вагнер об Исадах. «Я вспоминаю Исады, как земной рай. Оба дома стояли на высоком правом берегу реки Оки, «белый» — почти у кромки обрыва, а «красный — отступя от него, так что перед ним оказалось место громадному цветнику, которым «владела» бабушка. За дворовыми фасадами домов располагались конюшня, скотный двор, птичник, амбары для зерна, большой колодец с конным приводом и на самом дальнем конце — гумно с молотилкой. Все эти постройки обрамлялись с одной стороны оврагом, заросшим лесом («Детинух»), а с другой — громадными садами и церковью, за которыми находилось село Исады. За «Детинухом» простирались дедовские поля. За Окой располагались покосные луга. Для нас, маленьких детей, это был огромный мир, полный самых разнообразных романтических впечатлений. В саду находились плантации клубники. Сюда без разрешения нам заходить запрещалось, но так как «запретный плод слаще», то сторожа нередко гонялись за нами с палкой. Свободный доступ зато был в вишневник, и нам доставляло большое удовольствие залезать на старые вишни, чтобы клевать ягоды сверху. Особое любопытство почему-то вызывал застывший на стволах вишневый сок, из которого делали клей. Ездить летом к дедушке в Исады мы продолжали до 1918 года.»
Исады — родина Героя Советского Союза Василия Александровича Игонина, который с двумя противотанковыми гранатами бросился под танк и взорвался вместе с ним, тем самым обеспечил успешное выполнение задания.
Многие годы проживает в Исадах художник Виктор Иванович Иванов. Он — Народный художник СССР, действительный член Российской Академии Художеств, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Репина и Государственной премии Российской Федерации, лауреат международной премии им. М.А. Шолохова. Живя в Исадах, он многие годы философски осмысливает историю нашего края, народа, его духовный путь, раскрывает и доносит его в своих картинах: «Летний день», «Церковь Воскресения в селе Исады», «Полдник», «Чаепитие» и другие.
Выступление научного сотрудника МБУК «Спасский историко-археологический музей им. Г. К. Вагнера» Поповой О.Н. на круглом столе «Историко — культурное наследие древних сел Спасского района», прошедшего в МБУК «Центральная библиотека Спасского района»31 июля 2020 года
«Свидетели многих событий: Добрый Сот, Ярустово, Острая Лука»
Село Добрый Сот
Самое древнее село нашего края – Добрый Сот. Впервые в летописи оно упоминается в 1207г., когда Владимиро-Суздальский князь Всеволод III пошел через него от Пронска к Рязани. «Князь же великий сам поиде к Рязаню. И бывшу ему у Доброго, веста и хотяше наутрия бродитися через Проню реку и поити к городу».
Название села Добрый Сот исторически связано с бортничеством, то есть с промыслом местных жителей — собиранием меда диких пчел. У В. И. Даля: сот или мн. ч. соты — «пластовый мед, запечатанная воском ячейка с медом». Добрый — доброкачественный, хороший. Существуют и другие версии происхождения названия: по преданиям, во время нашествия татар на Рязанскую землю, здесь стояла добрая сотня русских воинов; по другой, народной версии, название села произошло от доброго сотника: якобы управлял округой один сотник, который снискал о себе добрую славу. В исторических документах название села встречается как Добросот, Доброе.
Село стояло на важной военно-транспортной дороге Рязанского княжества. Через него шла сухопутная дорога из Старой Рязани в Переяславль и Коломну и водный путь из Оки через Проню к Пронску. Поэтому он был свидетелем многих событий истории Рязанщины: княжеских междоусобиц, нашествия орд Батыя. Рыскали здесь и отряды баскаков, безжалостно собиравших ясак с русских селений.
В 1237г. хан Батый разгромил и сжег дотла Рязань, затем двинулся через Добрый Сот на Коломну и Владимир. Добрый Сот был подвергнут страшному разгрому, но село выжило, правда, упоминаний об этом немного. Однако, в летописи запечатлено, что в период борьбы Москвы с Золотой Ордой через Добрый Сот (1380г.) шли на Куликово поле к Дмитрию Донскому ратники.
В 15-16вв. частью села владела боярская семья Ляпуновых. Во многих исторических документах упоминается в этом селе и церковь в честь Георгия Победоносца. Деревянная церковь с колокольней была построена в 1760 г., а в 1821 году она была покрыта новым тесом на средства помещика Ивана Боленса. В 1881 г. в ней производились крупные работы по перестройке. Она была покрыта железом, под всем зданием был устроен каменный фундамент. Наружные стены были обшиты, а в 1887 году были расписаны стены.
К 1917 году при церкви было 40 десятин земли. Дома для церковнослужителей были поставлены на их средства на церковной земле. Принадлежали им как собственность причта. К церкви была приписана одна часовня в д. Старостеклянная. В приходе была церковно-приходская школа, размещавшаяся в казенном здании в с. Добрый Сот, учрежденная в 1886 г. В 1939 году церковь была закрыта, а впоследствии полностью разрушена. В 2009 году начаты работы по восстановлению храма.
С 1778г. село Добрый Сот входило в Пронский уезд, а после революции 1917 года вошло в Спасский район. В селе был перерабатывающий завод полукустарного типа с одним терочным отделением.
В советское время в селе организовали крепкий колхоз «Красный боец», впоследствии слившийся с колхозом «Красный маяк». В годы Великой Отечественной войны фашистские войска бомбили железнодорожный мост через реку Проню, несколько бомб упало и на село Добрый Сот.
В 1965 и 1985 годах на огородах колхозников найдены крупные клады: в первом котелок с медными монетами Николая II а позднее – кубышка с 680 серебряными монетами периода Золотой Орды.
Ныне жители села связывают свою жизнь с крепким хозяйством колхоза «Красный маяк».
Село Ярустово
Одним из древнейших сел Спасского района является с. Ярустово. Выросло оно на пригорке, окруженном со всех сторон пашней да перелесками. Причиной образования данного поселения, видимо стала прокладка среди лесов торговой дороги из Мурома на Рязань. Дата основания села Ярустово затерялась в беге времен и эпох. А первое документальное известие встречаем в жалованной грамоте великого князя Рязанского Олега Ивановича 1355года, которую он дал Ольгову монастырю: «Яз князь великий Олег Иванович сгадав есмь с своим отцем владыкою Василием и своими боярами: Софонием Алтыкуначевичем, Семеном Микитичем да Юрием Чашником, дал есмь отцу Арсению в монастырь Арестовское село, со всеми пошлинами, с бортными землями и с поземом и с озерами да бобрами». В ту далекую пору селение называли иначе – «Арестовским», «Ростова тож на суходеле» спустя много лет название трансформировалось в Ярустово. По мнению большинства краеведов, поселок возник в качестве места ссылки воров, поэтому назвали его Арестовским. С правотой этих мнений можно было бы согласиться, если бы не двойное название поселка «село Аристовая, Ростова тож на суходеле». По всей вероятности, теперешнее происхождение слова Ярустова от последнего наименования.
Вторично упоминание о селе встречается в писцовых книгах 1595г., оно являлось одной из вотчин Ольгова монастыря.
Ярустово избежало татарского клинка и жуткого разорения, спрятавшись в гуще мещерских лесов. Княжеские вотчины, крестьянские дворы остались в целости и достатке. Окрестные рощи и урочища давали не только спасительное убежище, но и питание, кров, имущество. Стреляли пушного зверя: соболя и куницу, горностая и лисицу, бобра с выдрой. Дорогие шкурки отдавали сначала в княжескую сокровищницу, а позже в монастырскую кладовую. В озерах ловили рыбу, а на заливных лугах собирали душистое сено. Вокруг села расчищали землю под пашню.
В середине18в. Ольгов монастырь, придя в запустение, был упразднен. Село приобрело статус государственного. В отличии от прочих поселков Ярустово не знало крепостного гнета. Из промышленных заведений в селе было 18 шерстобиток, 2 овчинных заведения, 3 постоялых двора,рушилка и винная лавка. Мужчины занимались поденными работами, плотничеством, столярничеством, шерстобитничеством, валянием, кровельными, печными, бондарными работами. Женщины занимались поденным трудом, работали на фабрике. Более 400 человек занимались отхожими промыслами. Дети учились грамоте в с. Ярустово у священника и псаломщика.
Еще с 17 века в селе уже существовал храм. Церковное здание было деревянным и носило посвящение великомученику Георгию Победоносцу (Георгиевская церковь). Более поздние свидетельства говорят о Вознесенском храме с Георгиевским приделом. Однако пожары, столь частые в прежние века, не щадили памятников деревянного зодчества. Храм сгорел, вместо него в 1887 году был построен каменный храм с двумя престолами — Вознесенским и Георгиевским. Архитектура этой церкви отличается простыми и гармоничными формами: основной объем здания напоминает куб, увенчанный одной главкой. В советское время храм был закрыт, колокольня разрушена.
Сейчас храм хотя и находится в плачевном состоянии, но восстановлению подлежит, главное — восстановить крышу и купол, чтобы не допустить дальнейших разрушений.
Деревня Острая Лука
Сегодня хочется рассказать еще и о д. Острая Лука. Впервые о ней упоминается в писцовых книгах в 1423г., как о селе. У владельцев села Остролуковых (отсюда и название села) его купили княжеские служащие Бузовлевы, о чем указывает подтвердительная грамота рязанского князя Василия Ивановича от 10 марта 1464. Есть другая версия названия: Острая Лука находится на реке Истье, русло которой в месте расположения населенного пункта делает изгиб, близкий к острому углу. Название образовано от народного географического термина лука – «большая длинная излучина реки».
Позже село стало сельцом, затем деревня, возможно, после татарских набегов. В начале 20в. в деревне жили более 600 человек, имелись кирпичный завод, шерстобойня, винная лавка. Мужчины занимались обработкой земли, сапожничеством, уходили работать в Москву на ситцевые фабрики. В советское время здесь организовали колхоз «Крестьянский труд». В 1950г. его возглавила 27-летняя агроном Мария Ефимовна Кузнецова, которая вывела отстающий колхоз в передовые. За это ей присвоили звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина. Впоследствии, с уменьшением числа жителей и укрупнением колхозов, его объединили с колхозом «Огородник», образовав колхоз «Крестьянский труд», который 20 лет был крепким середняком.
Сейчас Острая Лука – дачное место. Река Истья и близость реки Оки, заливные луга с полянами земляники всегда привлекают много отдыхающих людей.